Gel – это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, при которой в жидкий электролит добавляют вещество на основе двуокиси кремния (SiO2), в результате чего образуется густая масса, напоминающая по консистенции желе. Этой массой и заполнено пространство между электродами внутри аккумулятора. В процессе химических реакций в толще электролита возникают многочисленные газовые пузыри. В этих порах и раковинах происходит встреча молекул водорода и кислорода, т.е. газовая рекомбинация.
Плюсы и минусы гелевых аккмуляторов
Технология достаточно новая, но уже обладает огромным количеством преимуществ, но есть и существенные недостатки, которые производителям еще предстоит устранить.
Можно выделить следующие плюсы устройства:
-
большой срок службы 10-20 лет;
-
полностью необслуживаемые батареи, поставил и забыл;
-
работает в любом положении, хотя не рекомендуется переворачивать, так как могут закоротить клеммы;
-
гель запечатывает пластины и не позволяет им осыпаться;
-
можно использовать в офисе и дома, так как нету испарений;
-
используется очищенный свинец, это позволяет очень быстро заряжаться;
-
очень высокие пусковые токи, заведет авто в любой мороз;
-
устойчив к глубоким разрядам (до 400 глубоких разрядов);
-
рекомендуется использовать на автомобилях с системой Start-Stop;
-
практически не теряет заряда при простое.
Тем не менее, гелевый аккумулятор имеет и свои недостатки. Среди них выделяют:
-
очень высокая цена, стоит в 3-4 раза дороже обычной необслуживаемой кислотно кальциевой батареи;
-
нельзя превышать значение заряда выше 16v, так как гель может начать оплавляться. В результате пластины оголятся и их замкнет;
-
такая же ситуация может произойти, если аккумулятор сильно перегреется из-за погоды или от работающего мотора;
-
при температурах ниже -30 градусах гель может замерзнуть, потрескаться и рассыпаться, что оголит пластины.
Гелевые аккумуляторы не рекомендуется использовать в автомобилях или иных устройствах не имеющих исправной современной электроники, так как устаревшая или неисправная может подать от генератора повышенное напряжение, от которого гель превратится в жидкость и осядет.
Где и почему используют гелевые аккумуляторы
Гелевые батареи применяются для ИБП в невентилируемых помещениях, в системах автономного электроснабжением, для питания различных электрогенераторов. Кроме того они могут быть обычным стартерным устройством для мотоцикла и для автомобиля. Сфера применения широка и объясняется это тем, что:
-
не требуется доливать воду;
-
не происходит токсичного выделения газов, что дает возможность работать с батареями такого типа в закрытых помещениях.
Сфера применения постоянно расширяется, так как происходят новые разработки. На данный момент гелевые АКБ используется:
-
как источник бесперебойного питания ;
-
в автономных системах и системах резервного питания;
-
для питания подстанций и электростанций (зачастую резервное);
-
при обслуживании промышленных объектов различной конфигурации;
-
в пожарной и охранной сигнализации системах;
-
в системах, где необходим авто запуск дизель-генераторов;
-
для питания переносного оборудования;
-
в качестве резервного источника питания для систем связи и телекоммуникаций.
Отличие GEL от AGM
Сходств у батарей больше, чем отличий, но все же они есть. AGM батарея создается на специальных абсорбирующих стеклянных матах, которые позволяют электролиту не растекаться и не испаряться. Так как пластины расположены плотно, емкость батареи повышается. Электролит надежно сохраняется внутри, и это дает возможность ставить аккумулятор на бок. AGM АКБ выдерживают более 200 циклов полного разряда, не восприимчива к морозу. В них все же есть электролит в жидком состоянии, поэтому они могут выделять испарения.
В GEL аккумуляторах электролит это густой гелеь. Поэтому нету никаких испарений, батарея более безопасна и экологична. В обеих технологиях используется очищенный свинец, но GEL выдерживают в два раза больше циклов глубокого разряда, до 400. Срок службы тоже увеличен.
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Аккумуляторы полностью необслуживаемые и какого-либо ухода за собой не требуют. Достаточно следовать инструкции по эксплуатации. Не допускать перезаряда и перегрева. Время от времени протирать от грязи и влаги, что бы не коротило между клеммами.
Сама по себе батарея очень не прихотливая. Даже если полностью заряженная батарея пролежит на полке 3 года она сможет без проблем завести автомобиль. Иногда может придется ее подзаряжать, хотя из-за особенности технологии ей для полного заряда от исправного генератора достаточно проехать несколько метров.